Главная  /  Новости  /  Как делают автомобильные шины? Эксклюзивный репортаж с завода

Как делают автомобильные шины? Эксклюзивный репортаж с завода

 Жара за окном усиливается с каждым днем, но и она не способна перекрыть впечатления от недавней вылазки в зиму, на тестовый полигон Nokian Tyres в Лапландии. Перед этим же я побывал на двух заводах финской компании, где познакомился с полным циклом создания автомобильной покрышки.

Началось мое почти недельное путешествие с перелета в Санкт-Петербург, а оттуда - во Всеволожск. Этот город, находящийся довольно близко от Северной столицы, известен расположенными на его окраине заводами Ford и Ariston. И там же разместилась огромная пятиэтажная фабрика по производству шин финской компании Nokian, на которой трудится более 920 человек.

 Запущенное в 2004 году предприятие потребовало инвестиций в размере 400 млн евро, а сейчас оно ежегодно выпускает 8 млн покрышек. Причем уже в конце этого года мощности достигнут 11 млн штук за счет введения в эксплуатацию к уже действующим 8 конвейерным линиям еще двух. Готовая продукция реализуется в 35 странах мира.

 В прошлом сентябре мне довелось протестировать новые летние шины Nokian Hakka Green. И вот спустя несколько месяцев я уже изучал состав различных смесей, применяемых в деле, наблюдал за буднями рабочих. Без проводника заблудиться в огромных цехах очень легко. Особенно, когда процессы кипят безостановочно.  

 

Важнейший компонент любой современной шины - резина, получаемая из каучуков двух типов, натурального (справа) и синтетического каучука желтого цвета (слева).

 

В качестве наполнителя в производстве резины используется сера. По ленте она попадает в печь с температурой, достигающей 90 градусов, и смешивается с каучуком, маслами, смолами, вулканизирующими добавками и другими химических веществами.

 

Протектор оберегает покрышку от повреждений и придает оптимальные характеристики сцепления колеса с дорогой. Дизайн протектора просчитывается на компьютере, а затем переносится на стальной шаблон. На заводе во Всеволожске имеются четыре полноценных линии, выпускающих данный компонент.

 

Протектор зимней шины, пока еще без рисунка. Полоски по краям служат для соединения с каркасом.

 

Гермослой – неизменный компонент наиболее распространенных в наши дни бескамерных шин. Он наносится на внутреннюю сторону покрышки и делает ее герметичной.

 

Текстильный нейлон, который смешивается с резиной и превращается в прорезиненный текстильный корд.

 

Стальной корд пропускают через машину, где на него также наносится резина. Вместе с текстильным кордом он позволяет колесу держать форму при нагрузках.

 

Сборка будущего колеса. К каркасу добавляется протектор, стальной корд (брекер), а также так называемая бесшовная лента JBL для дополнительного усиления. Точность состыковки отслеживается вручную.

 

На правой части станка присоединяются гермослой, боковины и текстильный корд. Затем изделие надувают, и в результате получается так называемая "зеленая шина".

 

В техническом плане вулканизация - финальная стадия. Внутрь заготовки подается пар под давлением в 14 атмосфер. Наружная стенка соприкасается с поверхностью пресс-формы, несущей информацию о рисунке протектора и всех маркировках. В ходе химической реакции резина становится прочной и эластичной, и спустя 10-15 минут готовая покрышка выскочит с обратной стороны установки.

 

Несколько степеней контроля - нормальное явление для крупных компаний. Каждое изделие, еще будучи неостывшим, проходит автоматический контроль на правильность геометрии, массы, силовой неоднородности и обзаводится наклейкой с информацией о модели.

 

Далее сотрудник еще раз визуально и на ощупь проверяет отсутствие дефектов.

Россия славится холодными зимами, а в некоторых частях Скандинавии погода даже суровее. Неудивительно, что Nokian Tyres известна на рынке в том числе и по популярным зимним шинам Hakkapeliitta.

Итак, производство летней продукции состоит из следующих этапов: создание смесей и компонентов, сборка и вулканизация. В случае с зимними шипованными покрышками к увлекательной технологии добавляется еще один шаг - ошиповка. Чтобы познакомиться с данной процедурой, я отправился в финский городок Нокиа на главный завод компании.

Краткая справка о самом заводе. Объем выпуска у него меньше, чем у российского, - лишь 6 млн шин в год. Однако именно в Нокии базируется научно-исследовательский центр. То есть, все проекты рождаются исключительно в штаб-квартире. Поблизости располагается и один из тестовых полигонов.

Шипы на автомобилях получили распространение в середине 50-х годов. Во многих европейских странах с мягким климатом они запрещены из-за пагубного влияния на асфальт. Но в нашей стране без них часто просто не обойтись, особенно за пределами мегаполиса и в гололед. Структуру шипов в Nokian Tyres разрабатывают сами, но изготовление поручают сторонней фирме.

 

Отверстия под шипы делаются на стадии вулканизации. В распоряжении финского предприятия - 14 станков, через которые в сутки за 2 смены проходят 6 тысяч шин. Осенью график переводится на круглосуточный режим, и производительность вырастает до 10 тысяч шин. Во Всеволожске станков по ошиповке даже больше - 21.

 

Шип монтируется устройством, похожим на иглу. На одно колесо уходит примерно 2-3 минуты. Затем рабочий снимает его с фиксатора и устанавливает новое.

Налюбовавшись магическим процессом "иглоукалывания", я познакомился с дизайнерами и непосредственными разработчиками новых моделей Nokian Tyres. Всего в этом подразделении задействовано порядка 100 человек. Сюда же относится тест-лаборатория и инжиниринг. Одновременно ведется до 20 проектов.

Зимняя покрышка мягче по своей характеристике. Это нужно для меньшего затвердевания в холод. При скорости 80 км/ч температура резины достигает 50-60 градусов по Цельсию. А для летней шины при быстрой езде температура может повыситься до 100 градусов. Поэтому для летних колес применяется состав с более жесткими свойствами.

 

Два типа шины в сравнении. На зимней (вверху) имеется множество мелких разрезов, сминающихся при давлении и образующих углы упора. У летней шины более гладкая поверхность для лучшего контакта с дорогой. Продольные канавки выводят воду и снижают риск аквапланирования.

Заключительным пунктом мероприятия значилось посещение зимнего тестового полигона, подарившего мне в итоге не только полной понимание шинной кухни, но и массу положительных эмоций. Полигон находится в поселке Ивало провинции Лапландия, в 300 км за полярным кругом, на территории двух огромных замерзших озер. До российского Мурманска рукой подать, всего-то 291 км.

Все события на полигоне проходят в период с ноября по май. Весна и лето в регионе слишком теплые для требуемых целей и задач. Неподалеку от озер силами Nokian возведен комплекс, пригодный для постоянного проживания. В нем пилоты отдыхают и планируют испытания. Компания даже построила заправочную станцию и навороченный сервис по шиномонтажу.

Эффективность шипованной резины проверяется на протяжении тысяч часов наматывания по абсолютно ледяным трекам. Параллельно на другой трассе, а их на момент моего визита насчитывалось 9 штук, в машине, обвешенной датчиками и компьютерами, в неспешном режиме раз за разом измерялась длина тормозного пути на таком же скользком покрытии.Перед отбытием с полигона я не преминул прокатиться по трассе самостоятельно. В качестве страховки рядом со мной сидел менеджер из Nokian. Все-таки 450-сильная Audi RS4 даже на "боевых" шипах  - не шутка. По началу мощный спортивный автомобиль поддавался мне с неохотой, но, освоившись, я постепенно стал проходить поворот за поворотом на приличной скорости. Тем более, на тот момент я уже знал все о шинах, несших мой автомобиль по бескрайнему ледяному кольцу.

http://auto.vesti.ru

ПИШИТЕ НАМ:

Никнейм или Ф.И.О.:

E-mail:
Комментарий:
Загрузить файл (jpg, jpeg, gif): 
Защита от спама:  Защитный код - вычислите выражение и впишите ответ  

Продвигаемые бренды

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Архив брендов

Контакты | О компании | Каталог | Корзина | Главная | Войти

Телефоны: (383) 331-05-85, 331-07-57